Палата юридических консультантов города Астаны совместно с республиканским общественным объединением «Юристы – за справедливые выборы» и Казахстанским союзом юристов проводит мероприятия по разъясняю некоторых положений законодательства о выборах (в период выборов президента Казахстана), в целях правового информирования населения.
Как известно, с 18-00ч. по местному времени 11 мая 2019 года начинается предвыборная агитация кандидатов в президенты Республики Казахстан.
В выборах участвуют 7 кандидатов в Президенты Республики Казахстан:
Всем кандидатам государство обязано гарантировать равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации во время выборов президента Казахстана.
Период предвыборной агитации и последующего голосования – это время в течение высок риск привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах, так как граждане «по незнанию» или «неосторожности» могут неумышленно совершать действия, формально подпадающие под нарушение закона.
Так, всем известен случай, когда в ходе выборов на Украине, даже сам кандидат в президенты Владимир Зеленский был привлечен к административной ответственности за демонстрацию заполненного избирательного бюллетеня.
Ранее заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Константин Петров дал подробные разъяснения о порядке проведения агитации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан также разъяснила правила проведения опросов в связи с предстоящими выборами.
Считаем необходимым отметить, что Кодекс РК об административных правонарушениях предусматривает широкий ряд статей, устанавливающих ответственность за нарушение в сфере выборного законодательства, полагаем многие из них малоизвестны широкому кругу избирателей.
Перечень запрещенных действий в ходе предвыборной агитации и голосования, за совершение которых установлена административная ответственность (что запрещается делать):
— изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, то есть все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания, тираже, лицах, сделавших заказ, а также из каких средств оплачено. Так, если распевать самодельный агитационный плакат или листовку, без указанных выше сведений, то автор такого платка моет быть привлечен к ответственности по ст.113 КоАП РК;
— вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования. За совершение таких действий установлена ответственность по ст.124 КоАП РК;
— воспрепятствование законной деятельности доверенных лиц кандидатов, политических партий, представителей средств массовой информации и наблюдателей на выборах. Так, если избирательная комиссия не допускает доверенных лиц кандидатов, представителей средств массовой информации на заседания избирательной комиссии либо отказывает в присутствии на избирательном участке в день голосования, то за такое воспрепятствование установлена ответственность по ст.126 КоАП РК;
— запрещается проводить предвыборную агитацию государственным органам, их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей, военнослужащим, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов, членам избирательных комиссий, религиозным объединениям, иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям. Так, если указанные лица участвуют в предвыборной агитации, то за такие действия установлена ответственность по ст.122 КоАП РК;
— опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов выборов, иных исследований, связанных с выборами в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования, а также проведение опроса общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования. За такие действия установлена ответственность по ст.120 КоАП РК;
— принятие пожертвований в любой форме от иностранного государства, международной организации, зарубежных государственных органов, иностранцев и юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством другого государства, а также лиц без гражданства. За такие действия установлена ответственность по ст.117 КоАП РК;
— умышленное уничтожение, повреждение агитационных материалов, вывешенных с согласия собственника или иного владельца на зданиях или иных объектах. За такие действия установлена ответственность по ст.114 КоАП РК;
— голосование два или более раза, или за другого избирателя, влечет ответственность по ст.108 КоАП РК;
— распространение заведомо ложных сведений о кандидатах или совершение иных действий, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию, в целях влияния на исход выборов, влечет ответственность по ст.104 КоАП РК;
— проведение предвыборной агитации до 11 мая 2019 года, а также в день выборов 9 июня, либо предшествующий день, влечет ответственность по ст.102 КоАП РК.
То есть агитацию в поддержку кандидатов, в том числе во время выборов президента Казахстана, можно проводить только в период с 18:00ч. 11 мая 2019 года и до 23:59ч. 7 июня 2019 года.
Палата юридических консультантов города Астаны совместно с республиканским общественным объединением «Юристы – за справедливые выборы» и Казахстанским союзом юристов выражают готовность в разъяснении возникающих вопросов избирателей в период перевыборной агитации и голосования.