news

Особенности национальной демонополизации

ДемонополизацияКаждый день мы слышим благородные и актуальные лозунги: «Жаңа Қазақстан», «Демонополизация экономики», «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого». Несомненно, это необходимые для страны и народа инициативы, но процесс их реализации в жизни вызывает много вопросов и обоснованных возмущений общественности, что наглядно видно в части буксующего процесса демонополизации экономики.

Демонополизацию экономики Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев определил национальным приоритетом.

В марте 2022 года Глава государства в своем послании народу Казахстана четко и ясно заявил, что именно монополизация политической и экономической деятельности сыграла едва ли не самую главную роль в произошедших январских событиях. Монополия в политике неизбежно приводит к различным социальным болезням и деградации государства, отметил тогда президент.

После этого заявления президента, Распоряжением Премьер-Министра РК от 22.03.2022г. оперативно была создана Комиссия по выработке рекомендаций по вопросу демонополизации в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиаактивов и других, в том числе и в сфере электроэнергетики.

Состав комиссии оптимизма не внушал изначально, так как в нее вошли те же министры и чиновники, которые и раньше мало способствовали развитию конкуренции, за исключением только непосредственно Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.

Со дня создания комиссии прошел почти год, а конкретных изменений в монополизированных сферах пока не видно. Если в сфере телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиаактивов монополисты работают, как и раньше, то в сфере электроэнергетики отраслевое министерство предложило сделать ход конем: «демонополизировать отрасль путем усиления монополии» и в противодействие отдельным вертикально интегрированным энергетическим компаниям создать республиканского супермонополиста в лице Единого закупщика электрической энергии на оптовом рынке.

Другими словами, давно известный лозунг: «чтобы победить мафию, надо её возглавить» остается актуальным и востребованным.

Но, действительно что из себя представляет инициатива по созданию института Единого закупщика электрической энергии и является ли это чем-то новым для Казахстана?

Министерство энергетики провозглашает Единого закупщика как панацею от всем проблем:

в стране дефицит электрической энергии – Единый закупщик все исправит;

происходит увеличение сальдо-перетоков из энергосистемы Российской Федерации – Единый закупщик устранит эту проблему;

более 13 лет не работает должным образом балансирующий рынок электрической энергии и бездействует имеющийся потенциал электрических станций в суточном регулировании дисбалансов – Единый закупщик заставит это работать;

энергопроизводящие организации ограничивают доступ потребителей к дешевой электроэнергии — Единый закупщик наведет порядок!

Об этом прямо указывается в концепции проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики и электроэнергетики».

Таким образом, на бумаге декларируется, что найдено решение всех проблем. С одной стороны, производители электроэнергии, вроде бы, должны быть довольны, так как у них будут покупать весь объем и по любой цене, с другой стороны и потребители должны быть довольны, так как все их потребности в электроэнергии будут удовлетворены. Какая при этом будет цена для конечного потребителя, умалчивается, но зато обещают устранить дефицит и сгладить дисбалансы.

Чтобы понять, так ли это на самом деле, необходимо применить аналогию. Допустим в стране дефицит хлеба: население увеличивается, рост потребления хлеба растёт, хлебозаводы вроде есть, но построены лет 50 назад, модернизация идет, но медленно и предложение не успевает за спросом. В результате возникают коррупционные схемы, сговор поставщиков на рынке, и кто-то получает хлеб на льготных условиях, а кто-то добивается поставок через суд или пробует найти заменитель хлеба.

Что в таком случае предлагает сделать отраслевое министерство? Стимулировать инвестиции в строительство новых хлебозаводов, развивать конкуренцию? Внедрять новые технологии в производство пшеницы и увеличение посевных площадей? Развивать биржевую торговлю хлебом через электронные торговые площадки? Или может, будут привлечены к ответственности недобросовестные собственники заводов, которые искусственно завышают затраты на производство хлеба и разворовывают субсидии?

Нет, отраслевой регулятор решает полностью монополизировать рынок, запретить прямой закуп хлеба у производителей и создать оптовика-посредника, который скупит весь хлеб в стране и будет продавать его населению и розничным продавцам «по карточкам».

В результате дефицит никуда не денется, просто хлеб еще больше подорожает из-за дополнительного звена в цепочке поставок, централизованной коррупции и усреднения цен производителей, имеющих разную себестоимость производства.

С таким же успехом можно решать проблемы дефицита товаров путем формального регулирования количества магазинов, не страшно что магазинам нечего продавать, зато есть видимость что государство принимает меры.

Но, вернемся к концепции Единого закупщика электрической энергии, предложенный механизм не только не решает проблемы отрасли, но и не является чем-то новым. Сколько ранее было создано единых операторов, дистрибьютеров, закупщиков, координаторов никто уже не в состоянии сосчитать.

Так, на рынке фармацевтической промышленности существует СК-Фармация — единый оператор дистрибуции лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, который запомнился периодическими коррупционными скандалами.

На рынках нефтепродуктов три крупнейших поставщика сжиженного нефтяного газа («CNPC», «Petrosun», «KMG») фактически также являются монополистами с совокупной долей рынка свыше более 70%, при этом периодически население нефтяной страны испытывает дефицит топлива.

Да и на рынке электрической энергии уже есть один Единый закупщик, но только в сфере рынка мощности – ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии», сам факт существования, которого признан барьером входа на оптовый рынок электрической энергии, ограничивающим деятельность энергоснабжающих организаций.

Регулирование рынка электрической энергии процесс очень сложный и малопонятный для обсуждения среди широкой общественности, пользуясь этим Министерство энергетики получило положительные заключения на свою «скороспелую инициативу» и в январе 2023 год законопроект был внесен для рассмотрения в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

Но, в связи с роспуском Парламента и назначении внеочередных выборов депутатов, инициатива «Единый закупщик» была временно приостановлена.

Несмотря на то, что уже 19 марта 2023 года состоятся выборы в Мажилис, Министерство энергетики, оправдывая свое название, с энергией достойной лучшего применения, добивается рассмотрения своего законопроекта в Сенате, пользуясь моментом, что Сенат исполняет полномочия Парламента и может принимать законы в отсутствие Мажилиса.

Легким движением руки законопроект «по вопросам теплоэнергетики и электроэнергетики», оставшийся в Мажилисе, плавно превращается в часть законопроекта «по вопросам административной реформы Республики Казахстан», находящийся в Сенате.

При всем при этом, форсирование принятия указанного законопроекта, реализуется Министерством энергетики под флагом поручения Президента РК, вопреки тому, что создание еще одного Единого закупщика на рынке электрической энергии может иметь негативные социальные последствия, когда подорожает «свет», а следом и все остальные коммунальные услуги для населения.

В итоге возникает вопрос: Зачем Министерство энергетики поставляет Президента? Кому выгодно создание очередной монопольной структуры в энергетике, по типу «Оператор РОП» в сфере утилизационного сбора?